Основы политики в области промышленной безопасности в ООО «Салаватметалл»
I. Общие положения
1. Настоящие Основы определяют цель, принципы, приоритетные направления, основные задачи и инструменты политики в области промышленной безопасности ООО «Салаватметалл» (далее – общество).
2. Правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры, соглашения и конвенции
в области промышленной безопасности, участницей которых является Российская Федерация.
3. Обеспечение промышленной безопасности является одним из направлений укрепления всех аспектов
безопасности на предприятии.
4. Политика в области промышленной безопасности осуществляется посредством скоординированной
и целенаправленной деятельности всех подразделений общества.
5. Общее руководство реализацией настоящих Основ осуществляет руководящий состав общества.
6. Координацию деятельности подразделений общества в области промышленной безопасности осуществляет ответственный за организацию производственного контроля в обществе.
II. Оценка текущего состояния промышленной безопасности, основные проблемы и тенденции развития в сфере промышленной безопасности на современном этапе
7. Промышленное производство, обеспечивая жизнедеятельность общества, одновременно является источником потенциальной опасности. От состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов
(далее – промышленной безопасности), их противоаварийной устойчивости зависит не только надежное обеспечение общества всеми видами ресурсов, но и непосредственно жизнь и здоровье работников, поддержание нормальных условий для жизнедеятельности, сохранение окружающей среды.
8. К числу основных источников опасности, причин повышения аварийности относятся такие факторы, как низкое качество проектных и технических решений, критический уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая квалификация работников, технологическая и трудовая дисциплина, отсутствие эффективных стимулов для обновления основных фондов организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.
9. В области промышленной безопасности внедрен и апробирован новый подход к осуществлению контроля (надзора). Инструменты регулирования дифференцированы с учетом степени риска возникновения аварий на опасных производственных объектах и масштаба их возможных последствий.
10. Необходимость повышения уровня промышленной безопасности обусловлена следующими факторами:
- увеличением количества опасных производственных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами;
- необходимостью снижения непроизводительных затрат, связанных как с ущербом от аварий на опасных производственных объектах, так и с неоправданными административными барьерами при осуществлении предпринимательской деятельности в области промышленной безопасности;
- снижением уровня профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала, приводящим к росту нарушений требований промышленной безопасности;
- наличием отступлений от технических и технологических норм при производстве оборудования, технических систем (средств), а также от требований и условий, предусмотренных технической документацией, при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации опасных производственных объектов.
11. Текущая ситуация требует разработки и реализации эффективной политики в области обеспечения промышленной безопасности, направленной на последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также на совершенствование подходов и методов регулирования в данной области с учетом современных требований и условий.
III. Цель, принципы и основные направления реализации политики в области промышленной безопасности
12. Целью политики в области промышленной безопасности является последовательное снижение риска аварий на опасных производственных объектах, а также минимизация (локализация и ликвидация) негативных последствий таких аварий.
13. Основными принципами политики в области промышленной безопасности являются:
- соблюдение законодательства Российской Федерации;
- соответствие задач и мер регулирования промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на опасных производственных объектах для жизненно важных интересов общества;
- сосредоточение усилий и ресурсов в области промышленной безопасности, напрямую влияющих на деятельность в области промышленной безопасности, на основные направлениях обеспечения промышленной безопасности;
- обеспечение единства требований промышленной безопасности и осуществления контроля (надзора) за их соблюдением во всех отраслях общества;
- независимость работников реализовывающих мероприятия в области промышленной безопасности при принятии ими решений в рамках своих полномочий в обществе, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- приоритетность внедрения безопасных и ресурсосберегающих технологий, модернизации производств, обновления основных
производственных фондов;
- интеграция научно-технических достижений и передового опыта при обеспечении промышленной безопасности;
- неотвратимость ответственности при эксплуатации опасных производственных объектов обще6ства за ущерб в результате аварии на опасном производственном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- доступность информации и повышение осведомленности работников общества в области обеспечения промышленной безопасности.
14. К числу основных направлений реализации политики в области промышленной безопасности, учитывающих накопленные в экономике структурные проблемы и пути их решения, относятся:
- совершенствование нормативного правового регулирования управления в области обеспечения промышленной безопасности;
- выявление, анализ, прогнозирование и внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков аварий на опасных производственных объектах;
- усиление защиты опасных производственных объектов от возможного вредного воздействия техногенного, природного факторов, а также террористических проявлений;
- поддержание в постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах;
- обеспечение комплексной защиты и противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов и их инфраструктуры;
- повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых технологий при осуществлении мероприятий по контролю;
- эффективное кадровое обеспечение деятельности в области промышленной безопасности;
- повышение культуры промышленной безопасности при осуществлении деятельности в этой области;
IV. Основные задачи политики в области промышленной безопасности
15. Основными задачами политики в области промышленной безопасности являются:
- обеспечение непрерывной актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на опасных производственных объектах;
- обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности в области промышленной безопасности;
- совершенствование системы повышения квалификации работников общества, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности;
- совершенствование требований к подготовке (обучению) и аттестации (проверке знаний) руководителей и работников общества, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание опасных производственных объектов;
- развитие методов анализа опасности и оценки риска аварий на опасных производственных объектах;
- повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в обеспечении промышленной безопасности;
- совершенствование механизмов установления охранных зон опасных производственных объектов и обеспечения соблюдения особых условий использования данных территорий;
- совершенствование правовых механизмов дисциплинарной и административной ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, механизмов стимулирования деятельности по повышению уровня безопасности;
- развитие системы профилактики нарушений обязательных требований промышленной безопасности;
- повышение информированности работников общества о состоянии промышленной безопасности.
V. Основные инструменты реализации настоящих Основ
16. Инструментами реализации настоящих Основ являются:
- законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
- средства общества, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
- государственные программы Российской Федерации, направленные на решение задач в области обеспечения промышленной безопасности;
- меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством о промышленной политике в Российской Федерации;
- соглашения между федеральными органами исполнительной власти и организациями, осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности;
- планы мероприятий по реализации настоящих Основ, утверждаемые Правительством Российской Федерации;
- участие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах своих полномочий в организации и проведении мероприятий в области промышленной безопасности.
17. Показателем эффективности мер по реализации политики в области промышленной безопасности является снижение риска возникновения аварий на опасных производственных объектах.
18. Настоящие Основы могут дополняться и уточняться по мере социально-экономического развития общества и изменения уровня промышленной безопасности в Российской Федерации.